Россошь Среда, 23 Октября
Общество, 27.03.2019 21:45

Русские частушки и современный рэп берут свое начало в обрядовой культуре, – Евгений Хунгуреев

Герой рубрики «Лица города» Евгений Хунгуреев рассказал о формах современного искусства, создании своих спектаклей и об открытии новой сцены для россошанского зрителя.

27 марта – Всемирный День Театра. А 2019 год объявлен в России Годом Театра. В двойной профессиональный праздник «Блокнот Россошь» встретился с режиссером Россошанского драматического театра «Рамс» и узнал о формах общения артистов со зрителями.

– Каково сейчас значение театрального искусства для общества?

– Из всех политик мира – лучшая политика – развитие человека. В эпоху захвата сознания новыми технологиями жизни актуальным становится общение живых человеческих сердец. Искусство всегда имеет такую возможность: это форма общения высокого уровня, познания себя и окружающей реальности. Для верующего человека – это познание Бога. Театр, музыка, поэзия, живопись, литература – всё служит задаче раскрытия человека, но только в случае, если это подлинное искусство. Каждое человеческое сердце чувствует, когда искусство пробуждает в нас лучшее.
Это и есть главный критерий искусства – правда, которая не может быть неинтересной.
Честное искусство любых жанров строится с познавательным вектором в сознании, и также воспринимается зрителем. Если создавать что-либо без идеи познания – искусство не сработает на благо. Настоящее произведение – это нечто большее, чем мы сами, и даже больше, что мы можем себе вообразить. Любое искусство – это форма общения. Оно должно быть интересным по форме и не лицемерным.

Мы стараемся жить и работать в этом контексте уже 35 лет.
Отрадно, что наверху нашего государства поддерживают театральное искусство как стратегический фактор развития, как феномен живого общения локальных групп людей. Осознают важность в развитии культурной самобытности провинциального общества. И что очень важно, способствуют оздоровлению российского театра в лучших отечественных традициях. Мы стараемся этому соответствовать.

– Театр – один из классических видов творчества. А современные формы – как Вы к ним относитесь?

– Формы искусства могут быть любыми, человечество достигло свободы в выборе. Важно другое: чтобы содержание, смысл искусства оставался единственным и вечным. Всему свое время и свои законы. Мне, по моему характеру, не нравится пустая форма, без содержания. Форма может быть любой, но она должна работать на идею. Главное, повторюсь, это познание и раскрытие человека. Это вечно.
Современные тенденции я понимаю как часть всемирного обновления культуры. В человечестве отвергнута веками накопленная база. Формы одежды, классическая музыка, литература, иерархическое социальное устройство, традиции, культура общения – всё это предано забвению. Ту культуру человечество закрыло и начинает новую. Во многом это случилось, благодаря новым технологиям жизни, когда низшие слои приобрели свое массовое социальное значение и звучание.

Например, современная мода на татуировки. Ведь что это такое, как явление? Я вдумываюсь в это. С первобытных времен наколки обозначали принадлежность к касте, к племени, к роду, к занятию человека. Я вижу аналогию – это признак обновления культуры. Всё забыто, всё отвергнуто, и всё начинается заново. И молодежь, презрев прежнюю культуру, ищет себя. Это социально-психологический фактор.

А современный рэп. Молодежная смесь музыкальной и речевой культуры. Все спорят, что это такое. Рэп – ведь это тоже признак всемирного обновления культуры. Приведу Вам один пример: когда я был на Байкале, мне рассказывали и показывали национальный древний танец Ёхор. Люди встают в круг, наподобие хоровода, начинают двигаться и импровизировать. Каждый, кто хочет, начинает кричать свои реплики – регистр сиюминутного взаимодействия и импровизированной коммуникации. С первобытных времен люди ходили вокруг костра и выкрикивали то, что их волновало. Это ведь и есть современный рэп. Это форма активного общения начала культуры. А чеченский древний народный Зикр (даже название похоже), люди активно движутся по кругу с речевым сопровождением. А русские частушки, которые выкрикивались импровизированно в хороводах (возникли в конце XIX века). От обрядовой культуры берет свое начало в истории поэзия, развивается музыка, от этого развивается литература, другие формы искусства.

И вот граффити – современное явление рисунка на стенах. Новое явление, течение искусства, или что это такое? Это тоже признак всемирного обновления. Аналог наскальных рисунков. Человек, отринув в себе всю культуру прошлого, испытывает в себе потребность этого. Это новое начало. Идет всемирное обновление человека. И здесь важно понимать, что происходит с формой и содержанием культуры.

– Вы в это обновление вкладываете смысл развития или деградации?

– Думаю, нужно смотреть шире, чем минус и плюс. Просто прежняя культура достигла своего апогея. С изменением общества ей необходимо реальное обновление. Классическую культуру дальше развивать было просто невозможно.

Хунгуреев Блокнот Россошь 2.jpg

– А развитие Вашего театра? Каким оно будет теперь, когда городская администрация выделила под Ваше ведомство здание ДК им. Милованова?

– О, наши дела – это, наверное, невидимая капля по сравнению с теми масштабами, о которых мы с Вами упомянули. Но думаю, что это большое достижение для города. Теперь будем стремиться упорядочить и наладить системную работу. Появление у театра своего здания поможет нормализовать наши условия. Поиск спонсоров для улучшения инфраструктуры усилило бы наши производственные возможности. Кадров у нас маловато, поэтому, не имея вспомогательного состава, артисты у нас делают всё сами. При этом планируем углубить и расширить форматы взаимодействия с обществом.

Например, в этом году россошанцев ждет подарок – открытие камерной сцены. Она большей частью будет нести на себе детско-воспитательную нагрузку. Это важный социальный и экспериментальный момент, особенно сейчас, когда школа в стране отказалась от воспитательной функции. Но помимо выступлений детской и молодежной студии, у нас на камерную сцену множество планов. Хотим внедрить новый формат «Рамс-бэби» – спектакли для малышей. Также камерные спектакли, художественные чтения, творческие встречи и даже театральный клуб, в котором мы сможем посмотреть на экране видео мировых спектаклей, а после совместно их обсуждать. Нам кажется, это может быть интересно людям. Потребность в таком личностном общении в обществе присутствует.
Хорошая атмосфера и эстетическая обстановка могут только способствовать развитию новых форматов взаимодействия с каждым человеком.

– Для Вас подобное общение – это сфера информационного просвещения или скорее духовной культуры?

– Искусство проникает в сердце людей, минуя его сознание – через эмоцию. Здесь нужно различить три категории человеческого познания – равноценные и равноправные. Это искусство, наука и религия. Они разные, но они равноправные и равноценные, потому что зависят от предрасположенности самого человека. Понимание Бога – это религиозное, искусство – чувственное, наука – строгие факты. Но всё освящено Духом, без духовной культуры нет никакого открытия и прозрения. Искусство несет эту функцию в равной степени, как и наука. Всё очень индивидуально. Я рассматриваю и свою работу в таком масштабе и такими категориями. Осознаю, что верующий человек может не согласиться со мной. Но, подчеркиваю, что это разные категории познания. Здесь можно процитировать Евангелие: «Без Меня не можете творить ничего». Это относится ко всем.
Поэтому мой ответ: и информационное просвещение, и духовная культура.

– При создании своих работ, Вы закладываете тот ресурс, что спектакль должен быть более доступен для понимания чем, например, литература?

– Да, несмотря на то, что я склонен к метафорической форме. Образная игровая природа, предметная среда – я стараюсь и стремлюсь, чтобы люди воспринимали и понимали спектакль. Искусство, не наука, говорящая фактами. Я только за то, чтобы образы были глубокими и точными. Спектакль должен быть интересен по форме, по исполнению актерами – только тогда будет воспринят его смысл.

– Когда Вы решаете, какой будет следующая постановка, Вы ориентируетесь на остроту проблемы и тенденции в обществе или скорее на интуицию и вдохновение?

– Социальная значимость играет роль, это влияет на вдохновение. Это не является началом, но это влияет на мотивацию в работе. Это социальное, но больше человеческое звучание срабатывает и загораешься. Когда есть идея, форма приходит сама. Надо просто в соединении души и сердца почувствовать эту мысль, и сразу рождается форма. Так работает художник.

– Когда пьеса уже определена, и Вы работаете над исполнением, то оно идет на переживании? Вы требуете от артистов, чтобы они прочувствовали эмоции?

– Нужно переживать не эмоцию, а идею. Когда человек умеет сопереживать, думать, он проживает идею – эмоция рождается. А переживать эмоцию – актерская механика. У каждого сценического произведения есть идея, но при этом играть на сцене идею нельзя: ничего не получится. Идея должна играть нами. Мы должны вдохновляться этим, и тогда мы не думаем об эмоции, и как ее переживать. Она сама возникнет и ее, подключившись, почувствует зритель. Мне бы хотелось, чтобы актеры это понимали. Но вместе с тем, мне интересно общаться с ними. Хочется взаимодействовать не только со зрителем, но и внутри постановки. Это личностная жизнь человека, и мне это важно.

– Актер лучше отработает материал в зависимости от его природных возможностей и таланта или это профессиональное мастерство?

– Природы и органического актерского состояния иногда бывает достаточно. Артист может и не понимать процесс, но бессознательно в этом существовать. Но в искусстве очень важна личность. Чем богаче личность, тем шире и глубже возможности.

– Когда люди увидят Ваш спектакль, с какими чувствами Вы бы хотели, чтобы они от Вас уходили?

– Чтобы человек почувствовал в себе что-то новое, какое-то обновление. Зритель приходит в театр за собой, ему нужно, чтобы его цепляло. И наша обязанность дать зрителю не нас любимых, а его самого. Чтобы не развлечь (или не только развлечь), а достать сердце человека. Если он выходит обновленный, задумавшийся, с желанием продолжать это общение, то мы чувствуем эту обратную реакцию.

– А какие Вы предпочитаете смотреть спектакли?

– Я люблю спектакли игровой школы, когда актеры, не скрывают от зрителя, что они делают спектакль. Невербально чувствуешь, что нет четвертой стены. Я не приверженец психологической манеры, когда разговаривают, показывают, как ходят и поворачиваются, красиво носят платья, когда нам врут, рассказывая о красивостях искусства и своих собственных. Люблю спектакли умные, чтобы в них чувствовался внутренний глубинный смысл, чтобы он ощущался через конкретику действий и форм. Когда актерам нужен я как человек. Искусство для меня – честный разговор.

Хунгуреев Блокнот Россошь 1.jpg

Лия Логовская

Новости на Блoкнoт-Россошь
  Тема: Лица города Россоши  
События: ТанецСобытия: спектакльМеста: РоссошьОрганизации: Театры
1
0
Народный репортер + Добавить свою новость

Топ 10 новостей

ПопулярноеОбсуждаемое